Дискуссионные площадки. Лия ЯНЫШЕВА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)

16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Институты гражданского общества и управление развитием». Модератор – Владимир Бацын, руководитель отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Владимир Бацын поставил вопрос о самой системе образования, об экзаменах и оценках, о чрезмерной роли государства, стремящегося контролировать результат и качество образовательных программ – это должно стать делом исключительно самого образовательного сообщества и потребителей. Как же понимать нашу ближайшую перспективу в этом контексте?

 

Эксперт отметил, что социокультурная практика ребенка должна быть равноценна содержанию его образования, а учебные предметы – это инструмент, который наполняет эту социокультурную практику. Важно выделять детское «Я» в диалоге с социумом и в этом деле педагоги, родители и общественность должны сотрудничать для организации взаимодействия ребенка с социумом. Отсюда мы приходим к вопросу: «Действительно ли общественность должна стать необходимым посредником? Каким? Какую роль играет общественность в трансформации нынешних школ? Она есть ли вообще в этом контексте? Таким образом модератор отметил ключевые вопросы дискуссии.

 

Криштиан Штраке, Кристиан Штраке, профессор Открытого университета (Нидерланды) выделил три уровня изменений: «макро», «микро» и переходный уровень, который находится между ними. Выступающий отметил, что обращаясь к гражданскому обществу, мы должны рассматривать все три уровня.

 

Образовательная политика в сообществе представляет собой уровень «макро», поэтому можно извне диктовать те изменения, которые должны произойти на уровне «макро», но они могут влиять на эти изменения на уровне «микро», то есть на уровне построения диалога школы с общественностью. Тем не менее, самая важная часть заключается на переходном уровне от «микро» к «макро», когда каждая школа может определять свой вектор развития, потому что ситуация сильно отличается от города к городу, о страны к стране.

 

Афанасий Ноев, председатель общественного совета Министерства образования Республики Саха (Якутия) отметил, что во всех государственных органах есть общественный совет, который формируется государственным органом, он же сторонник того, чтобы это формировалось общественностью. Не так давно был принят Закон о родительской ответственности, отметив, что любая инициатива приветствуется и общественность должна взять ответственность в формировании модели школы, которая нам необходима, но, с другой стороны, есть российские стандарты которые необходимо выполнить.

 

Ольга Андросова, председатель Комиссии по вопросам поддержки семьи и демографической политики Общественной палаты Республики Саха (Якутия) в своем выступлении отметила, что родители должны понимать свою ответственность: водить в школу, обеспечивать всем необходимым, кормить, заниматься дополнительным образованием, но не все родители добросовестно выполняют свои прямые обязанности, не говоря уже об активности членов общественной палаты. К примеру, на данной дискуссии отсутствуют представители родительского комитета и некоммерческих организаций. Тем не менее, есть ряд проблем, касающиеся их напрямую, например, многие государственные ведомства слишком закрыты для доступа общественности. Было обращено внимание на проблемы, с которыми сталкиваются учителя – классы переполнены, две смены, нет необходимого оборудования.

 

Владислав Хабаров, заместитель директора Транспортного техникума г.Якутска, председатель ассоциации молодых преподавателей организаций профессионального образования начал свое выступление с того, что средства обучения устарели (классно-урочная система, обучение в школе). Тут он отметил необходимость введения экспериментальных площадок на местах.

 

В завершение работы дискуссионной площадки Владимир Бацын высказал мысль об убежденности в том, что существуют внутренние и внешние «тормоза», которые мешают общественности продвинуться. Прозвучал еще один вопрос адресованный якутской общественности: «Можно ли представить в Якутске возникновение неформальной, юридически неоформленной точки пространства, где идет обмен мнениями?». Эксперт выразил мнение, что изменить это в рамках существующего положения дел невозможно – невозможно создать новую ментальность, новую систему образования. Однако, есть пути, совершенно простые пути, с помощью которых общественность может принять участие в развитии детей, просто пустить их в свою профессиональную среду, объяснить, например, как работает снегоуборочная машина, позволить поприсутствовать на судебном заседании, развивать их критическое мышление, не боясь ставить неординарные вопросы.

 

Лия ЯНЫШЕВА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)