Дискуссионные площадки. Наталья ФЕДОТОВА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)

16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Компетенции в глобальном информационном обществе». Модератор – Владимир Бацын, руководитель отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Не касаясь здесь очевидных вопросов, относящихся к технологической грамотности или к приемам работы с информацией, сделаем акцент на необходимости развития у детей и подростков компетенции критического мышления: ее неразвитость способна ввести человека в очень опасные зоны социальных и психологических рисков.

 

С критическим мышлением тесно связана и другая исключительно ценная универсальная компетентность, без которой немыслима продуктивная жизнь и деятельность в глобальном информационном обществе. Это – способность к диалогу: с иными людьми, иными культурами, иными способами миропонимания и т.д.

 

Отсюда – актуальность вопроса о качестве того общекультурного контекста, в котором развивается ребенок: широта его культурного кругозора и запросов, богатство собственного жизненного репертуара (видов и содержания деятельностных проб), богатство и осмысленность жизненных впечатлений и так далее.

 

В любом случае нужно понимать, что информационное пространство – это пространство, населенное миллионами людей – их мыслями, творчеством, целями, и интересами (далеко не всегда добрыми). Поэтому чем отчетливее подросток сознает цель своего прихода в это пространство, тем более высоко следует оценить его и тех людей, которыми он обязан своей интеллектуальной и нравственной зрелостью (и это – еще одна универсальная компетентность).

 

Владимир Бацын отметил, что мы привыкли строить системы, встроенные в более крупные системы, по иерархическому принципу, помещая одни над другими на манер пирамиды. Но это ложная проекция. В природе не существует «над» и «под», не существует иерархий. Есть лишь сети, вложенные в другие сети. Должна быть не иерархическая, а сетевая логика структуры информационного общества.

 

Можно ли представить общеобразовательную организацию, действующую в сетевой логике? Что в таком случае выступит в качестве «узлов сети»? Какая информация станет «сырьем», а какая – «продуктом» деятельности?

 

Цель школьного образования – помочь ребенку выработать собственную образовательную траекторию и программу. Человек – есть цель, есть средство самого себя.

 

Орозобек Кайыков, руководитель зонального отдела международного союза электросвязи для стран СНГ заметил, что наиболее очевидным критерием измерения информационного общества, как мы отмечали, принято сегодня считать уровень доступа к ИКТ. Но даже оперируя подсчитываемыми показателями (число телефонов, число Интернет-хостов, объем переданной информации) практически невозможно определить границу между информационным или неинформационным обществом. Критично уже то, что не существует установленных стандартов определения информационного общества. Разумеется, существуют и другие критерии. По одному из них, переход к каждой новой фазе общественного развития определяется соответственно степенью занятости населения в том или ином социально-экономическом секторе. Если в обществе более 50% населения оказывается занятым в сфере информационных услуг, такое общество становится информационным.

 

Признаки глобального информационного общества:

  • Наличие персонального компьютера и подключения к Интернету в каждом доме;
  • Исчезновение географических и геополитических границ при сохранении национальной самобытности оригинальных культур;
  • Возможность тотального и постоянного доступа к информации любого вида и назначения из любого государства и в любой точке географического пространства. Возможность беспрепятственного потребления и распространения информации;
  • Возможность коммуникации в режиме реального времени с каждым членом общества и с любой организацией;
  • Качественное изменение способов сбора и распространения информации, которая должна быть открыта для всех, бесплатна, качественна и достоверна и находиться в постоянном доступе;
  • Возникновение новых средств массовой информации, полностью ориентированных на потребности аудитории и функционирующих в формате интерактивности при её активном участии;
  • Появление новых форм деятельности, связанных с функционированием Интернета и других технологий и средств коммуникации.

Развитие информационного общества существенно изменило весь наш образ жизни, оказав воздействие на различные сферы общественного устройства. Благодаря новым технологическим условиям генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. В информационном обществе социальные и технологические формы организации пронизывают все сферы деятельности, начиная от доминантных (в экономической системе) и заканчивая объектами и обычаями повседневной жизни.

 

Формирование информационной компетентности предполагает развитие таких способностей:

  • знать понятия, связанные с информацией, особенностями соответствующих процессов, основой которых она предстает и информационно-коммуникационных средств ее обработки;
  • применять ИКТ при реализации учебной, профессиональной деятельности и в повседневной жизни;
  • выбирать оптимальные пути решения задач (и их непосредственное решение), объектом в которых возникает информация;
  • владеть методами и способами, которые позволят осуществлять поиск, сбор, оценку, преобразование, обработку, анализ, представление, хранение, распространение информации и повышение качества реализации этих действий за счет приобретенного опыта;
  • самостоятельно организовывать собственную информационную деятельность и реализовывать самоконтроль при ее осуществлении;
  • оценивать важность информации на современном этапе развития общества и личного взноса при осуществлении информационной деятельности и в соответствии эффективно и ответственно ее реализовывать.

Наталья ФЕДОТОВА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)