Дисскуссионные площадки. Клара ОХОТИНА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)

16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Проектирование содержания: интеграция общего, дополнительного и профессионального образования, системный интегратор как условие открытости образования».

Модератор – Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков обозначил основные направления для обсуждения. Перестройка всей сферы образования требует кардинальных изменений:

  • расширяя культуру ребенка, заполнить его свободное пространство;
  • подготовить ребенка к взрослой жизни;
  • стратегия социализации должна осуществляться в расширенной зоне ближайшего развития ребенка;
  • во главу угла образования нужно ставить персональное развитие человека.

Снять барьер «школа – общество». Весь образовательный контент должен строиться в неразрывной связи как единое образовательное пространство. В системе образования ребенок не должен видеть границы между образовательными организациями: детским садом, школой, профессиональным образованием.

 

При обсуждении обозначенных проблем живой интерес у участников вызвало выступление Анны Деменевой, директора школы дизайна «Точка» г.Пермь. В г.Перми принят муниципальный проект Школа дизайнерского направления, который объединил образовательную школу со стандартными учебными программами и профессиональное сообщество. Муниципальный образовательный стандарт принят городской думой Перми.

Анна Деменева раскрыла содержание не только многообразной продуктоориентированной деятельности обучающихся, но и инновационные механизмы управления образованием: организация краткосрочных модульных курсов на основе договора с различными организациями, введение должности арт-директора, создание механизмов финансирования дополнительного образования (10% бюджета идет на ФОТ, 90% - на развитие образовательной среды).

 

В своем выступлении Эдуард Кондратьев, первый заместитель министра МО РС (Я), подчеркнул, что целью интеграции дополнительного, общего и профессионального образования является успешная социализация обучающихся и повышение качества образования. Как участник пилотного проекта, Республика Саха (Якутия)в данное время разрабатывает модель дополнительного образования.

 

В своем резюме РоманСелюковподчеркнул важность учета субъектности ребенка при выстраивании содержания образования и завершил работу дискуссионной площадки словами: «Мы должны определиться - или сохранить старую модель школы, или исходить из интересов ребенка. Интеграция – это взаимодействие социальных институтов. К сожалению, на сегодня не создана интеграция управленческих взаимодействий, есть проблема в финансировании. Возможно учреждений, организаций станет больше, если мы будем работать в интерсах ребенка более эффективно. Это начало разговора…»

 

В основе интеграции – образовательная ситуация, в которой у ребенка формируется определенная учебная компетентность. Педагог в учебной или внеучебной, внеурочной деятельности предлагает различные способы, методы и формы получения знаний, помогает ребенку самоопределиться со средствами обучения, наиболее интересными, понятными, эффективными для ребенка. Проанализировав первый полученный результат, самоопределившись в выборе способов, форм, технологий обучения ребенок может сформулировать (построить) цель своей деятельности, направленный на заданный результат – развитие какой-либо учебной компетенции.

 

Полученный результат ребенок закрепляет, анализирует и улучшает при дополнительных внеурочных занятиях в кружках, секциях, студиях, клубах. Представление результата может быть как на уровне класса, так и на школьном, муниципальном уровнях и во всех сферах образовательной деятельности. Представление результата (продукта) на более высоком уровне способствует развитию деятельности ребенка, его самоопределению, формированию и развитию компетенции.

 

Результаты интеграции общего и дополнительного образования для обучающихся:

  • увеличение пространства развития творческой и познавательной активности;
  • возможность реализации индивидуальной образовательной программы обучения;
  • расширение тематики изучаемого материала;
  • возможность демонстрации способностей, невостребованных основным образованием;
  • увеличение спектра учебных предметов;
  • повышение роли самостоятельной работы;
  • возможность реализации лучших личностных качеств.

Сегодня необходимо активно разрабатывать новые модели интеграции общего и дополнительного образования, в том числе, через создание образовательных комплексов, когда организации дополнительного образования становятся структурными подразделениями образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы на бюджетной основе. Такой поход обеспечивает максимальную доступность дополнительного образования и повышение качества общего образования, что доказано, например, практическим опытом г. Москвы.

 

Идеи, мнения, предложения участников дискуссионной площадки, позволят нам выявить ключевые проблемы, подходы и механизмы решения выявленных проблем в проектировании содержания образования на территории региона. Прямой диалог общественности и всех участников образовательного процесса позволит обозначить необходимые тенденции, векторы развития и совершенствования системы образования в Республике Саха (Якутия).

 

Клара ОХОТИНА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)