Иван Трифонов, эксперт

16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» прошла дискуссионная площадка «Эффективный контракт: реально ли изменить качество образования».

Модератор – Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков подчеркнул, что эффективный контракт в системе образования необходимо рассматривать с позиции управленческой рамки, в которой эта конструкция возникает. Предельно общая рамка – повышение эффективности бюджетных расходов. В этом смысле слово «эффективность» связано с образовательными эффектами слабо. Слово «эффективность» в этой смысловой конструкцией связано с эффективностью расходования бюджетных средств. Фактически государство хочет знать, насколько деньги, вкладываемые в образование в рамках мероприятий, связанных с повышением заработных плат бюджетников, оборачиваются результатами, превышающими (улучшающими) прежние результаты.

 

Повышение эффективности – это управление баланса двух параметров: затраты и результаты(эффекты). Эффективность может достигаться четырьмя способами:

  • при неизменности ресурсов результаты становятся лучше по количественным признакам;
  • при неизменности ресурсов результаты становятся лучше по качественным признакам;
  • при неизменности результатов по количественным и (или) качественным признаком сокращается количество ресурсов;
  • темпы наращивания количественных и качественных параметров результата деятельности превышают темпы увеличения ресурсов.

Все четыре способа имеют границы применимости. В определенный момент эффективность возникает на границе оптимального баланса затрат и результатов. В случае запредельного наращивания требований к результатам при неизменности ресурсов происходит падение престижа профессии и массовый уход из профессии, что и произошло в 90-ые и начале 2000-ых годов в нашей стране.

 

Модель эффективного контракта должна выстраиваться с учетом этих замечаний. Нельзя содержательно переоценивать задачи, задаваемые рамками федеральных управленческих проектов. Чаще всего, задачи там бессодержательны. А содержательные задачи может поставить само педагогическое сообщество.

 

Роман Селюков отметил, что эффективный контракт - это Положение о системе оплаты труда в конкретной образовательной организации. В этом положении нам важно наладить все так, чтобы повысилась эффективность работы педагога с точки зрения получения им максимальных результатов с минимальными внутренними затратами. А это уже вопрос смены технологии работы педагога. В таком случае необходимы экономические механизмы, которые позволят стимулировать внутреннюю работу педагога.

 

Иван ТРИФОНОВ