Панельная дискуссия. Любовь ДЕДЮКИНА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)

16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» состоялась панельная дискуссия «Открытая школа и глобальные вызовы XXI века».

Модератор – Владимир Бацын, руководитель отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Работу панельной дискуссии открыл Владимир Бацын, который актуализировал внимание участников на проблемах, которые будут обсуждаться на данном мероприятии, исходя из заявленной тематики дискуссии «Открытая школа. Глобальные вызовы XXI века». Эксперт отметил: «Задача современной школы очень проста: необходимо создать условия для максимального развития каждого ребенка, исходя из его требований и особенностей. Сегодня мы должны понять, когда и как ребенок становится субъектом собственной деятельности.

 

Также он обратил внимание на важность и актуальность в настоящее время необходимости индивидуализации в образовании.

Также в работе панельной дискуссии приняли участие заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексей Дьячковский и министр образования Республики Саха (Якутия) – Феодосия Габышева. Они приветствовали участников Ленского образовательного форума и подчеркнули важность и актуальность его проведения в Республике. Особо отметили ответственность, которая возлагается на форум, так как Ленский образовательный форум проходит под эгидой ЮНЕСКО.

 

Алексей Дьячковский отметил, что очень важно в современном мире готовить школьников к самостоятельной жизни, в которой большая конкуренция. Он поставил проблему перед участниками дискуссии: «Как детей выводить на конкурентную среду, сделать их конкурентоспособными в стремительно меняющемся глобальном мире?». Этой же проблемы коснулась и министр образования Феодосия Габышева, которая отметила необходимость эффективного освоения новых федеральных образовательных стандартов в Республике и выход на уровень международного образования.

 

Дэвид Атчоарена, директор Департамента политики и систем обучения на протяжении всей жизни сектора образования ЮНЕСКО отметил актуальность тематики форума и выделил следующие уровни открытости образования:

  • Открытость на уровне взаимодействия учителя с учеником
  • Открытость как доступность образования
  • Открытость содержания образования
  • Открытость – использование новых технологий в обучении
  • Открытость как новые способы и подходы к использованию результатов образования.

В частности, он сделал акцент на важные особенности и преимущества открытой школы, это адаптируемость образования, устойчивость, гибкость образования – индивидуализация образования.

 

Открытая школа – бесценный инструмент для снижения стоимости образования, распространения образования, доступности образования. При открытом образовании важна роль сообщества: взаимодействие со школой различных сообществ дает возможность учета нужд частного сообщества, вовлечение более широких слоев сообществ извне образовательной среды.

 

Ключевые 4 слова новой рамочной программы действий ЮНЕСКО до 2030 года: инклюзивность, справедливость, качество и унификация доступа образования.

 

В конце выступления Дэвид Атчоарена отметил три главные задачи открытого образования:

  • Повышение эффективности с финансовой точки зрения
  • Модернизация – найти пути для более эффективного использования новых технологий для развития образования
  • Найти пути, каким образом провести мосты между формальным и информальным образованием

Кристиан Штраке, профессор Открытого университета (Нидерланды) отметил, что главной целю открытого образования является улучшение результатов образования, одним из главных вызовов на сегодняшний день является фокусирование образования на развитие компетенций у обучающихся, использование новых технологий как инструмента для достижения повышения качества и эффективности образования.

Кристиан Штраке выделил новые вызовы в обучении:

  • не знания, а компетенции требуются для решения будущих работ и задач
  • ориентирование по изменениям от исходных данных к конечному результату

Тагио Варис, почетный профессор ЮНЕСКО акцентировал внимание участников дискуссии на необходимости внедрения гуманистических подходов к работе с детьми и выразил сомнение насчет мнения, что новые технологии могут внести решающий вклад в развитие образования. Он подчеркнул, что его современное видение выходит за рамки утилитарного подхода к образованию и интегрирует многочисленные аспекты человеческого существования. Согласно этому видению, образование должно быть инклюзивным и представлять собой ключевой элемент для развития демократии и прав человека, для продвижения глобального гражданства, толерантности, гражданской вовлеченности и устойчивого развития. Образование способствует межкультурному диалогу, уважению к культурному, религиозному и языковому разнообразию, которые важны для достижения социальной сплоченности и справедливости.

 

Владимир Бацын, подводя итоги дискуссии, отметил: «Знания не опирающиеся на опыт, вообще не имеют смысла. Вот именно отсюда акцент на так называемую компетентность, но компетентность - не отрицание знания. Это попытка посадить знания на собственный опыт: культурный, социальный, образовательный, учебный».

 

Любовь ДЕДЮКИНА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)