Панельная дискуссия. Нина ЕРШОВА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)

16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» состоялась панельная дискуссия «Качество образования: от оценки к управлению».

Модератор – Елена Осипова, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале панельной дискуссии Елена Осипова обозначила ряд проблем, решение которых является особенно актуальным на данном этапе развития образования, ключевой из которых является проблема построения системы управления качеством образования на основе системы оценки. Данная проблема ведет за собой ряд вопросов:

что оцениваем и кто оценивает (предмет и субъект оценки)?

  • какова эффективность существующих систем оценок (оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся; оценка деятельности образовательной организации; оценка деятельности образовательной системы)?
  • позиция «Я сам» в оценочном механизме – возможен ли перенос на уровень построения системы оценки качества образования образовательной организации (самооценка)? Возможна ли формирующая оценка на этом уровне?
  • кто реализует оценочные процедуры (профессиональная и общественная оценка), сформирован ли рынок оценки качества? Каким образом используется оценочная информация при построении моделей управления образовательными организациями?
  • возможно ли создание универсальных механизмов оценивания качества образования?
  • каковы перспективы оценки качества образования в условиях индивидуализации и открытости образовательного пространства?

Елена Семенова, заместитель министра образования Республики Саха (Якутия) подчеркнула важность принятия решений, планирования деятельности на основе анализа достоверной информации и заметила, что сравнение должно быть не с образцом, а с самим с собой, каким ты был вчера и стал сегодня, то есть призвала отдать предпочтение формирующей оценке. В русле мнения заместителя министра выступили Георгий Афонский, директор СОШ №23 г.Якутска и Сергей Харитонов, директор Майинского лицея, которые отметили заинтересованность самих образовательных организаций в оценке и предложили рассмотреть в качестве инструмента самооценки проводимое ежегодно самообследование школы, а также увязать оценку качества образования с системой оплаты труда. Лена Тен, начальник отдела развития общего образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) отметила трудности с механизмами общественного заказа школе и, как следствие, оценкой его исполнения.

 

Сложность отбора и разработки критериев и показателей оценки качества образования затронули в своих выступлениях Туйаара Пестрякова, первый заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Юрий Шишигин, начальник Амгинского управления образования, Зинаида Охлопкова, заместитель начальника Таттинского управления образования, Туйаара Замятина, директор Якутского индустриально-педагогического колледжа.

 

На необходимость синхронизации оценки с законами указали Константин Борисов, директор колледжа связи и энергетики и Татьяна Третьякова, начальник департамента СВФУ. Последняя в своем выступлении также подчеркнула дефицит центров сертификации тестов, недостаточность подготовки кадров в области педагогических измерений. Ректор Бурятского республиканского института образовательной политики Галина Фомицкая сформулировала такие проблемы, как необходимость подготовки общественных экспертов, а также финансовое и нормативно-правовое обеспечение их деятельности.

 

Заключая панельную дискуссию, Елена Осипова отметила, что остаются проблемы финансового и нормативно-правого обеспечения оценки качества образования, отмечаются дефициты переговорных площадок по теме дискуссии. Задалась вопросом: «Существуют ли эффективные системы управления качеством образованием, где система оценки является ее базовым элементом?». Призвала задуматься над созданием механизмов формирующей оценки и рассмотреть возможность ее реализации на уровне внутренней оценки образовательной организации.

 

Нина ЕРШОВА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)