Панельная дискуссия. Сардаана УШНИЦКАЯ, экспертная группа Республики Саха (Якутия)

16 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» состоялась панельная дискуссия «Образовательная среда: условия или «третий учитель»? Модератор – Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Открывая панельную дискуссию, Роман Селюков подчеркнул, в последние годы теме современной школьной и дошкольной образовательной среды уделяется много внимания. Сегодня обозначилась потребность планирования аналитических и инвестиционных программ по созданию современной образовательной среды в школах и дошкольных образовательных организациях.

 

Движущими силами актуального направления по созданию современной образовательной среды являются:

  • новые требования системы образования (в связи с реализацией программы «PISA» и проблемами формирования навыков/компетенций в целом);
  • повышение внимания к вариативности методологий обучения (от традиционных уроков до работы в группах, индивидуальных и коллективных проектов);
  • информатизация системы образования;
  • возобновление интереса к параметрам эффективной среды обучения (акустика, освещение, качество воздуха);
  • необходимость повышения эффективности архитектурных решений.

Новые подходы к формированию образовательной среды основаны на данных исследований в области педагогики, детской психологии и архитектуры. Образовательная среда видится как «третий учитель» в поддержку педагогам и родителям в качестве пространственной основы образовательного процесса. Следовательно, она оказывает значительное влияние на то, что может происходить в школе/детском саду, и на то, как дети учатся.

 

Тигран Шмис, специалист в области образования Московского представительства Всемирного банка, рассказал о принципах проектирования СИН (стимулирование, индивидуализация, натуральность). Он отметил, что для создания качественной образовательной среды важны физические условия среды: освещение, качество воздуха, температура.

 

Роман Селюков отметил, что строительство зданий школы свободной формы поменяет отношение к школе, учебному процессу и образованию, изменит отношение участников образов пространства друг к другу.

 

Участники дискуссии сошлись во мнении, что поменять сразу все никак не получится. Учителя не смогут вникнуть в такое пространство сразу. Основной проблемой является то, что в детских садах нет практики взаимодействия с другими педагогами. Нужна выстроенная система по их подготовке к новому информационному пространству.

 

Вопрос о повышении квалификации педагогов выходит на первый план и является важным при формировании образовательной среды, отметила Оксана Замятина, ректор ОГБУ ДПО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» в своем выступлении «Геймификация образовательного процесса как фактор мотивационного индивидуального развития».

 

Участников заинтересовала тема вовлечения инклюзивного образования в образовательную среду. То есть суть образовательной среды – мотивировать ребенка к самостоятельному развитию. И можно задуматься, какие инструментарии, какие приемы ввести? Качество образовательной среды зависит от педагога, который относится добросовестно к инструментариям учебного процесса. Роман Селюков пояснил, что школам выгодно идти в сторону инклюзии, чтобы финансово иметь больше возможностей. В России мало городов, которые расположены к людям слабовидящим.

 

Выступление Станислава Коренблит, автора Парциальной образовательной программы дошкольного образования «Веселый день дошкольника» - (ВеДеДо), научного сотрудника ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва, вызвал большой интерес у аудитории, завлек фрагмент образовательных мультиков, проект ВеДеДо.

 

В итоге дискуссии Роман Селюков отметил, что необходимо повышенное внимание к вариативности методологий обучения (от традиционных уроков до работы в группах, индивидуальных и коллективных проектов), вариативности формам зданий и классов школы, необходимо возобновить интерес к параметрам эффективной среды обучения (акустика, освещение, качество воздуха).

 

Подход к повышению качества школьной среды зависит от национального, странового и других контекстов, но существуют общие принципы формирования эффективной инновационной образовательной среды, ориентированной на ребенка.

 

Анализ инновационных образовательных практик в области образовательных сред предполагает тематические обсуждения по следующим направлениям:

архитектура зданий образовательных учреждений;

организация пространства в существующих школах/ДОУ в целях улучшения процесса и результатов обучения детей;

оценка воздействия среды на обучение.

 

СМОТРЕТЬ ФОТОАЛЬБОМ

 

Сардаана УШНИЦКАЯ, экспертная группа Республики Саха (Якутия