Круглые столы по ключевым содержательным линиям

17 августа 2016 года в Якутске в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования» состоялись круглые столы по ключевым содержательным линиям.

Целью проведения круглого стола «Педагог: новые компетенции» стала консолидация образовательных ресурсов участников Ленского Образовательного Форума в выработке механизмов развития и совершенствования профессиональных компетентностей педагогов в современных реалиях.

 

Эдуард Абдулин, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания МГПУ изложил собственные представления о компетенциях педагога в музыкальном образовании, поделился интересным материалом, выстроенным на основе собственных наблюдений, исследований, богатого профессионального и жизненного опыта.

При этом особо подчеркнул значимость интонационного подхода к восприятию звуков, речи, который считает основополагающим в развитии компетенций детей и подростков.

 

В своем выступлении Наталья Сандакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», отмечая важность развития новых компетенций педагога, обозначила проблемные вопросы:

  • Кем же является игромастер, тьютор, сетевой учитель в образовании?
  • Нужны ли они в современном мире?
  • Чем отличаются от других профессий?
  • Как нормативно закрепить таких педагогов?

Данные вопросы стали мотивационной ситуацией и вызвали у аудитории живой интерес. Многих заставил задуматься вопрос с аудитории «Профессиональный стандарт педагога – это горизонт или точка отсчета?».

 

В работе по микрогруппам участники круглого стола обменивались своими представлениями, идеями о механизмах развития и совершенствования компетенций педагога в современных условиях. Вопросы по сути проблем и комментарии Евгения Алексеева, преподавателя психолого-педагогической дисциплины Вилюйского педагогического колледжа вызвали интерес и у участников, и у экспертов круглого стола.

 

Продуманностью и убедительностью отличалось выступление Сарданы Борисовой, заместителя директора Хаптагайской СОШ, которая считает, что в каждой образовательной организации должна быть собственная модель совершенствования учительского корпуса, исходя из анализа социокультурной ситуации, потребностей обучающихся и самих педагогов. Эффективными механизмами формирования новых компетенций считает работу стажировочных площадок, реализацию персонифицированной модели повышения квалификации, обновление содержания методических служб образовательных организаций.

 

Людмила Залятдинова, заместитель директора по НИР СОШ №18 г.Нерюнгри, основываясь на опыте своей школы, изложила модель развития профессиональных компетенций педагога, где отражена поэтапная методическая работа, состоящая:

  • из диагностики возможностей и проблем педагогов;
  • из деятельности, направленной на коррекцию проблем и раскрытие потенциала педагога;
  • из рефлексии и планирования педагогом следующего шага в собственном профессиональном становлении.

Одним из интересных подходов к модернизации методической службы Людмила Хайтыновна считает обновление организационной структуры и содержания школьных педагогических сообществ – создание и моделирование содержания деятельности педагогических мастерских, лабораторий, проектных групп вместо традиционных предметных методических объединений.

 

О необходимости изменений в аттестации педагогических работников, разработки и реализации индивидуальной дорожной карты педагога выступила Светлана Михайлова, учитель СОШ №2 г.Мирный.

 

София Уваровская, главный специалист методического отдела Намского улусного управления образования, подчеркнула, что профессиональный стандарт педагога – вызов времени, и не только школа должна перестроить свою работу, главное, учитель должен переосмысливать свои профессиональные ценности, свои подходы и технологии. В этом смысле в школах необходимо создавать условия для повышения мотивации и потребностей педагога к самореализации и самосовершенствованию.

 

В завершение круглого стола выступила Надежда Карамзина, руководитель отдела Министерства образования Республики Саха (Якутия), которая резюмировала работу круглого стола, предложила разработать «дорожную карту» совершенствования профессиональных компетенций педагога на муниципальном уровне и на уровне образовательной организации с учетом идей и предложений участников круглого стола. «Надеемся, что итоги работы круглого стола помогут нам в разработке региональной модели повышения профессионального уровня и развития новых компетенций педагога современной школы» - подчеркнула Надежда Карамзина.

 

Клара ОХОТИНА, экспертная группа Республики Саха (Якутия)