От чего не зависит независимая оценка?

В последнее время как грибы после дождя появляются нововведения, инициативы, реформы,  как из рога изобилия «сверху» сыплются инструкции, указания, поручения… Это отнимает у педагога много сил и времени.  Из многообразия реформ нужно найти то, что действительно важно и полезно для наших детей. 

В последнее время как грибы после дождя появляются нововведения, инициативы, реформы,  как из рога изобилия «сверху» сыплются инструкции, указания, поручения… Это отнимает у педагога много сил и времени.  Из многообразия реформ нужно найти то, что действительно важно и полезно для наших детей. 

Одной из новых инициатив в сфере дополнительного образования детей является независимая оценка качества.  

Об особенностях ее применения в системе дополнительного образования детей разъяснял директор Центра социально-экономического развития, доцент Института образования Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»  Сергей  Косарецкий на семинаре, организованном 17 августа  Республиканским центром развития дополнительного образования и детского движения в рамках Ленского образовательного форума.

Послушать ученого из Москвы собрались работники системы дополнительного образования детей из 18 улусов и г. Якутска, в их числе специалисты муниципальных управлений образованием, директора, заместители директоров, методисты и педагоги учреждений дополнительного образования детей.

 

Итак, почему независимая оценка важна именно в дополнительном образовании  детей? В чем ее специфика? Как ее адаптировать к системе?

 

По словам Сергея  Косарецкого,  внедрение системы независимой оценки качества деятельности организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, позволит улучшить информированность родителей о качестве работы учреждений, стимулировать повышение качества их деятельности и конкурентоспособность.

 Независимая оценка не должна зависеть от оцениваемого учреждения и от образовательного ведомства. К оценке качества образования привлекаются  общественные советы.

 

В системе дополнительного образования отсутствуют заданные стандарты, она гибкая, многообразная и по экономической структуре (государственные, бюджетные, частные), и по ведомственной принадлежности (спорт, культура, образование),  и по направлениям деятельности (техническое, эстетическое, гуманитарное и др.); здесь богатый выбор кружков и студий, а также свобода выбора.

 

Независимая оценка – это своего рода навигация, ориентация потребителей.

Результаты оценивания не должны быть зарыты глубоко на сайтах,  а должны быть доступны для детей и родителей, открыты для обсуждения. 

 

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации; комфортность условий деятельности;  доброжелательность, вежливость, компетентность работников;  удовлетворенность качеством образовательной деятельности. Среди возможных направлений оценки выступает его величество Качество:  качество результата (достижения детей),  качество условий (материальных, кадровых, средовых, психологических, жизнеобеспечения, безопасности и др.);  качество процесса (технологии обучения, инновации в обучении, учебные программы и т.д.), кроме того,  удовлетворенность потребителей.

 

Было задано много вопросов лектору. Якутских педагогов  волновали такие моменты: на основании каких критериев оценивать образовательный потенциал программы кружка? Как оценить организацию, если один удовлетворен тем, что ребенок с удовольствием ходит в кружок робототехники, потому что ему там интересно; а другой  не удовлетворен тем, что хореографическая студия не вывозит детей на конкурсы в другие города?  Кого включить в экспертный совет? Будет ли учитываться  самооценка организаций? Какие материалы и документы по независимой оценке качества образования целесообразно размещать на официальном сайте образовательной организации? Как будут  отличаться критерии оценки учреждений, расположенных в многомиллионном городе и маленьком селе?

 

Участники семинара  ушли с пониманием того, что предстоит серьезная работа по внедрению независимой оценки качества деятельности в систему дополнительного образования детей, что  это принесет реальную пользу для конечных потребителей  услуг – наших детей.

 

Пресс-центр Ленского образовательного форума