О ЛЕНСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ФОРУМЕ «ОТКРЫТАЯ ШКОЛА: ЧЕЛОВЕК – ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

15-18 августа 2016 года в г. Якутске состоялся Ленский образовательный форум «Открытая школа: человек- институт образования».

Форум был включен в перечень социально-значимых республиканских мероприятий. 16 июня 2016 года № 651-р было принято распоряжение Правительства РС(Я) «О подготовке и проведении Ленского образовательного форума «Образование, открытое в будущее», создан организационный комитет, возглавляемый Председателем Правительства РС(Я) Г.И. Данчиковой. 28 июня 2016 года  было принято решение Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины  Боковой об эгиде ЮНЕСКО для Ленского образовательного форума и дано разрешение использовать при его проведении логотипом ЮНЕСКО.

Оркомитетом съезда была утверждена Концепция проведения Ленского образовательного форума, межведомственный план организационно-технических мероприятий по его подготовке и проведению, программа форума.

Цель Форума привлечение широкого внимания к инновационным процессам в образовании, запуск новых общественных инициатив через обсуждение механизмов формирования Открытого образования как гибкой и доступной системы, когда «весь мир становится образованием», расширение межрегионального и международного сотрудничества.

Ленский образовательный  форум задуман был   как один из важных механизмов реализации решений состоявшегося в октябре 2016 года XIII съезд учителей и педагогической общественности РС(Я), который в  своем стратегическом документе «Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия)-2030 «Образование, открытое в будущее» определил, что важнейшей целью системы образования становится возможность обеспечить каждому обучающемуся его собственную образовательную траекторию, индивидуальную образовательную программу, ориентированную на  становление обучающихся и выпускников в качестве личности, способной осуществлять  собственную образовательную и социально значимую деятельность. Именно такие люди  смогут составить общество, способное к саморазвитию, горизонтальному взаимодействию своих членов, саморегулированию и самоконтролю, что особенно важно в  условиях ориентации на воспроизводство человеческого капитала и развитие человеческого потенциала.

Образовательная инициатива­ – 2030 получила широкое признание общественности. Правительством РС(Я) распоряжением  от 27 апреля 2016 г. N 415-р  был утвержден межведомственный План основных мероприятий по реализации решений XIII съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия)

 

 

Безусловно, Ленский образовательный форум стал знаменательным событием, вызвал  большой интерес педагогического сообщества, привлек внимание  отечественной и зарубежной общественности.

В пленарном заседании  приняла участие заместитель министра образования и науки РФ Огородова Людмила Михайловна. На форуме штаб-квартиру ЮНЕСКО   представлял   директор отдела ЮНЕСКО по вопросам политики и систем образования в течение всей жизни г-н Дэвид Атчоарена. В масштабной работе Форума приняли участие: зарубежные гости – 6 чел., из регионов России – 45 человек, из республики только зарегистрировавшихся участников было более  1080 человек из всех муниципальных образований Якутии.

Содержание насыщенной по содержанию и форматам программы форума определялась основными линиями модернизации региональной системы образования, определенной Образовательной инициативой -2030», провозгласившей целевыми линиями развития  получение обучающимися и воспитанниками индивидуализированного образования, совершенствование структуры и содержания, изменение позиции педагога, развитие инфраструктуры и управления образованием.

Программа Форума была выполнена полностью.Всего было проведено:

Панельные дискуссии – 3:

«Открытая школа и глобальные вызовы XXI века».

«Образовательная среда: условия или «третий учитель?»                                                  

«Качество образования: от оценки к управлению».

Дискуссионные площадки – 10:

«Образ открытой школы: карта перемен и механизмы реализации».

«Проектирование содержания образования: интеграция общего, дополнительного и профессионального образования, системный интегратор как условие открытости образования».

«Компетенции в глобальном информационном обществе».

«Полилингвальная среда детского сада: открытый диалог языков и культур».

«Институты гражданского общества и управление развитием».

«Новая роль педагога: игромастер, тьютор, сетевой учитель…» «Эффективный контракт: реально ли изменить качество образования?»

 «Профессиональный стандарт: инструмент повышения качества образования или механизм отбора педагогических кадров?»

«Взаимодействие вуза и общеобразовательных организаций».

Выставка “Открытая школа – горизонты Якутии” по 20 направлениям, являющимися своеобразными “брендами”, проведенная в деятельностном, интеактивном  режиме, в ходе которой  состоялись видеопрезентации, мастер- классы, дискуссии, деловые переговоры и т. д. В масштабном мероприятии  образовательного форума приняли  участие более 140   экспонентов из республики и России.

Фестиваль социально-образовательных проектов “Я-гражданин” по 7 направлениям: Проекты по дополнительному образованию (участников 200). Детское движение (200). Экологическое воспитание (75). Патриотическое воспитание (160). Профессиональная ориентация (100). Занимательная наука (35). Культура здоровья (80). Всего свыше 800 участников.

Межрегиональное  совещание Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Современная система оценки качества образования» с участием представителей 10 субъектов РФ.

Встреча Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.И. Данчиковой с представителями ЮНЕСКО, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, международными экспертами по обсуждению состояния и перспектив международного сотрудничества.

Экспедиция в образовательные организации г. Якутска. Педагогами столицы проведены конференции с участием руководителей ОА «г. Якутск», общественностью, родителями, бизнес-партнерами по темам  «Опережающая подготовка кадров как ресурс стратегического развития города Якутска» на базе СОШ №5, «Город Якутск как пространство взаимодействия» на базе Якутской городской классической гимназии; «Миссия города Якутска в устойчивом развитии человеческого потенциала» на базе Саха гимназии. Приняло участие свыше 600 человек.

Семинары – 6, в том числе:  2  руководимых экспертами ЮНЕСКО по ИКТ и инклюзивному образованию; 1- по независимой системе оценки качества в системе дополнительного образования. Автор Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы ИРО НИУ «Высшая школа экономики», 1- совместно с АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» по теме «Диссеминация опыта реализации успешных проектов и эффективных практик федеральных инновационных площадок»;  1 – совместно с Алмазэргиэнбанком по внутренней комплектации и оснащению дошкольных образовательных организаций, создаваемых в рамках государственно-частного партнерства на территории Республики; 1- семинар-совещание совместно с  Саха Бизнес-инкубатором  по теме «Профессиональное будущее Якутии: предпринимательство школьников».

Открытое родительское собрание «Ребенок в открытом образовательном пространстве» в on-line режиме, в котором участвовало 78 участников, с подключением всех муниципальных образований. По состоянию на 21.08.2016 свыше 500 просмотров.

Интерактивные площадки – 6, в том числе 2 по международному некоммерческому движению “Worldskills Russia”, целью которого является повышение статуса профессионального образования, проведенные Якутским, Вилюйским, Намским педагогическим колледжами и колледжами Министерства профессионального образования, подготовки  и расстановки кадров.

Актовые лекции по основной проблематике Форума: «Школа XXI века». «Человек – институт образования». «Развитие профессиональной позиции педагога в условиях глобальных вызовов современности». «Индивидуализация образования как способ социализации человека в современном мире». «Комплексные изменения в дополнительном образовании детей».

Конференции:

- «Потенциал народной педагогики в развитии российского образования, посвященная 25-летию Ассоциации народной педагогики Якутии».

- «Молодежь в профессии «Учитель».

Конкурсы:

Муниципальных систем дошкольного образования «Детский сад без границ».

Победителем по итогам 1 тура в номинации «Образовательный проект»  стала команда  Вверхневилюйского улуса (района).

Победителем номинации «Презентация команды» стала команда  Вверхневилюйского улуса (района).

Победителем номинации «Мастер класс по использованию педагогического «ноу-хау» регионального дошкольного образования» стала команда  Олекминского улуса (района).

Победителем номинации  «Публичное выступление» стала команда  Усть-Алданского улуса (района)

По результатам итогов трех конкурсных заданий Абсолютным победителем стала команда Усть-Алданского  улуса (района).

– V Межрегиональный конкурс эффективных управленческих моделей, проведенный совместно с Некоммерческим партнерством «Межрегиональная ассоциация администраторов образования»:

Гран-при: Модель профессиональных педагогических сообществ в системе открытого образования Нерюнгринского района (Республика Саха (Якутия), Управление образования Нерюнгринского района).

1 место. Проектный офис "Многоканальный маршрут профессионального роста молодого педагога".

(Республика Бурятия, Бурятский республиканский институт образовательной политики)

2 место. "Раздвигая горизонты". Современная модель организации дополнительного образования детей в области технического творчества, исследовательской и проектной деятельности детей и проектной деятельности детей и подростков в условиях сельской провинции Якутии. (Республика Саха (Якутия), МБУ ДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников" МР "Олекминский район")

3 место. Развитие некоммерческих организаций как инструмент обеспечения доступности и повышения качества дошкольного образования. (Республика Бурятия, Комитет по образованию г. Улан-Удэ)

Круглые столы – 4 (Рефлексия участников. Экспертиза событий форума по ключевым направлениямФорума “Содержание образования в Открытой школе”. “Педагог: новые  компетенции”. “Образовательная среда Открытой школы”. “Управление качеством в Открытой школе”)

Сеанс одновременной игры в шахматы с гроссмейстером, чемпионом Европы 2016 года Эрнесто Инаркиевым в рамках проекта «Шахматы – детям». Приняли участие 35 игроков. Гроссмейстер проиграл 1 партию (Данилов Вячеслав Джурович), 7 свел вничью, 28 выиграл.

Кроме того, работали 2 мобильных Центра здоровья. Состоялось 2 Пресс-конференции. Проведен социологический опрос, охвативший свыше 1000 горожан и гостей столицы, на тему удовлетворенности качеством образования.

Ход подготовки и проведения форума отражался на сайте: www.lof2016.ru, а также на сайте Института проблем образовательной политики «Эврика».

Пленарное заседание.

Выступило 18 человек. Основные линии выступлений:

Дэвид Атчоарена: Открытая школа – бесценный инструмент для снижения стоимости образования, распространения образования, доступности образования.

Кристиан Штраке: Новый вызов в обучении - не знания, а компетенции требуются для решения будущих работ и задач.

Алексей Дьячковский: Очень важно в современном мире готовить школьников к самостоятельной жизни, надо детей выводить на конкурентную среду, делать их конкурентоспособными в стремительно меняющемся глобальном мире.

Феодосия Габышева: Сегодня обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого, динамичного процесса и человек становится институтом своего образования.

Роман Селюков: Строительство зданий школы свободной формы поменяет отношение к школе, учебному процессу и образованию, изменит отношение участников образов пространства друг к другу.

На пленарном заседании была принята Резолюция Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования», в которой предлагается:

в) призвать все заинтересованные организации и частных лиц к сотрудничеству в целях реализации Инчхонской декларации, Образовательной инициативы Республики Саха (Якутия) - 2030 «Образование, открытое в Будущее»;

г) продолжать поиск справедливых решений, уравновешивающих международное законодательство в области формирования Открытого образования, реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;

д) усиливать поддержку деятельности организаций и частных лиц по  обеспечению Открытого образования;

е) разработать систематический подход по интеграции информационно-коммуникационных технологий и педагогики;

ж) создать единое информационное образовательное пространство;

з) принять меры по обеспечению современных условий обучения и решению проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий и инновационных педагогических методов; разработке учебных планов, программ и учебно-методических материалов нового типа, соответствующих требованиям формирующегося Глобального общества знаний;

е) предложить Министерству образования и науки Российской Федерации учесть основные направления Образовательной инициативы Республики Саха (Якутия) - 2030 «Образование, открытое в Будущее» в мероприятиях  Федеральной целевой программы развития образования Российской Федерации на 2021-2025.

 

Первый Ленский образовательный форум под эгидой ЮНЕСКО, по признанию отечественных и зарубежных гостей и участников, стал  уникальной площадкой для дальнейшего продвижения идей открытого образования, разные форматы предоставили многообразные возможности для профессионального и неформального общения участников, было отмечено, что проведение данного форума способствует распространению идей и технологий  открытого образования в Российской Федерации.